DimSUN Дмитрий Ходаков
новости Статьи форум полезные ссылки обо мне
создание графического оформления
стр. 1стр. 2

Совсем чайникам советую начать с небольшого глоссария, потому как данная тема изобилует специфическими терминами и профессиональными жаргонизмами.

Оглавление

Вступление
Технология и инструментарий
Получение техзадания
Предварительные наброски компоновки элементов (пэкшот)
Звуковое сопровождение
Производство и анимация скелета заставки (аниматик)
Шлифовка композиции
Постобработка полученного изображения и передача готовой работы заказчику

Вступление

Данной публикацией я открываю перед читателем цикл из 3-х статей по технологии создания оформления телепрограммы с нуля. Начиная с получения задания от заказчика и заканчивая сдачей ему готовой работы на требуемом носителе, в требуемый срок и в требуемом формате. К созданию данного материала меня с одной стороны подтолкнуло предложение от журнала «625» с материальной стимуляцией. С другой стороны - непрекращающийся поток писем c однотипными вопросами по оформлению телеэфира: "С чего начать?"; "Что с музыкой?"; "Как показывать заказчику?", "Во что считать?" и т.п.

Информации по этой теме в Рунете практически нет, а подобные вопросы на профильных форумах как правило приводят либо к высмеиванию спрашивающего со стороны "гуру", либо к общим фразам - отмазкам. Другими словами - мало конкретики и много понтов. В общем... я решил взять на себя это тяжкое бремя, пусть мои работы и не занимали никаких призовых мест, а до тех самых гуру мне далеко.

Предлагаемый к прочтению материал в основном адресован начинающим периферийным теледизайнерам, которые столкнулись с нехваткой знаний по этой тематике. Он будет интересен людям, работающим в маленьких студиях, зачастую в одиночку, без коллег или помощников. Тем, кому и просить-то помощи не у кого, и кому приходится самостоятельно преодолевать непонятно откуда берущиеся преграды. Я и сам нередко оказывался в подобных ситуациях, поэтому превосходно знаю на личном опыте, что это значит. А вот в большом коллективе обычно нет описанных проблем, там довольно быстро находится выход практически из любого затруднительного положения, начиная от выбора и освоения используемого оборудования или софта, и заканчивая совместным созданием сложных проектов. Так что в моих статьях не будет армии художников, скетчеров, режиссёров, редакторов, продюсеров, сценаристов, аниматоров-трёхмерщиков, раскадровщиков, дорогого оборудования, motion capture технологий и киносъемок.

ПРИМЕЧАНИЕ: От некоторых начинающих нередко слышать просьбы прислать им по электронной почте в качестве примера, какой-нибудь из моих проектов в формате программы Adobe After Effects. Отчего-то в их понимании под словом «проект» подразумевается всего лишь один единственный файл *.aep. Приходится долго, и надо признать порой безрезультатно объяснять, что это не так. То есть теоретически так быть может, но на практике, за более чем 5 лет работы у меня такого не было. Понятие «проект» содержит такие компоненты, как: используемые шрифты, подгружаемые image-sequence, предварительно захваченное видео, звуковой трек, статичные растровые и векторные изображения, подключаемые к программам модули сторонних производителей (plug-ins) и т.п. И в сумме всё это весит довольно немало. Средний проект занимает у меня около 2 гигабайт, а самый большой был 60. И переслать по Интернету такой объём мне не представляется возможным в силу вполне очевидных причин. Поэтому, упреждая возможные похожие просьбы после прочтения этих статей прошу быть скромнее.

Технология и инструментарий

Не думаю, что моя технология производства телевизионного оформления или рекламы чем-то сильно отличается от работы других студий или одиночных дизайнеров. Разве что цены пониже, ввиду отсутствия наград, титулов и больших понтов.

Поскольку над процессом создания конкретно взятого одного пакета оформления у нас в конторе работает один дизайнер, то вся цепочка от получения технического задания до сдачи готовой продукции обычно занимает довольно продолжительный срок - около месяца. Это если со сценарием, раскадровкой, утверждающими подписями сторон и оригинальным звуковым сопровождением. Бывает быстрее (можно и за 1 день), бывает и гораздо дольше («Прогноз погоды» например, занял около 3-х месяцев работы). К тому же, бывает зачастую приходится откладывать один проект и браться за другой, что далеко не лучшим образом отражается на скорости выполнении задачи.

Конечно же, программное обеспечения для изготовления заставок может быть абсолютно любым. Первые свои работы в 1994 году я вообще начинал делать в программе Paintbrush и Adobe Premiere.

Сейчас же, использую самую популярную в кругах РС-теледизайнеров связку из трёх программ:

Adobe After Effects
Adobe Photoshop
3DStudio MAX

Естесственно при надобности используется масса узкоспецилизированного ПО и утилит. Таких как Boujou, Elastic Reality, VirtualDub и т.д. И всё же, перечисленные три – основные.


Получение техзадания

«Дмитрий, нам надо сделать заставку!» - обычно с этих слов всё и начинается.

По молодости я первым делом начинал расспрашивать, что именно надо и под каким соусом. Брался за любую работу, лет 5 не сделал ни одного отказа клиентам! А сам всё удивлялся, почему на жизнь не хватает. Став опытнее, общение уже начинаю с вопроса: «И каков бюджет на теледизайн?». Конечно, многим читателям сейчас покажется, что я просто стал жадным и меркантильным, но на самом деле - я действительно стал опытнее.

Тратить свои ресурсы на обсуждение навороченного проекта с массой элементов и нюансов, чтобы в конце выяснить, что речь шла всего о ста долларах, по меньшей мере нецелесообразно. Следует соотносить "выхлоп" от проделанной работы со своими затратами на неё, причём не только с материальными (свет, проезд, питание). Плюс ко всему, будучи задан в начале беседы вопрос это застаёт заказчика врасплох. А нам только этого и надо - мы смотрим на реакцию и т.о. вычисляем жмота, динамщика или просто праздно интересующегося. Психология типа ;)

Бывает заказчик упорно не называет бюджет, а предлагает вам предложить различные варианты исполнения. Это ерунда, он прекрасно знает какие деньги готов потратить на телеоформление, во всяком случает "вилку" он спланировал заранее. В таком случае предлагайте варианты, но очень кратко и сжато, чётко обозначая рамки бюджета для каждого из вариантов. А вот уже когда клиент выберет устраивающий, тогда и можно приступать к более детальному обсуждению.

Звучать такое может по всякому, вот примерные варианты (по возрастанию стоимости):

  • 5-ти секундный спот, полностью двухмерный, плоская графика, музыка с CD - день работы;
  • 10-ти секундный спот, есть 3D-элементы типа вращающихся лого или телефона;
  • 10-ти секундный спот, с массой трёхмерных деталей... с оригинальной, но не авторской музыкой (джинглы с саунд-библиотек и т.п.);
  • 15-секундный спот полностью в 3D, с эффектами и авторской музыкой.

После опеределения цены следует самое доскональнейшее выяснение поставленной задачи. Интересует прежде всего тематика передачи, её стиль и способ подачи материала. Делается это с целью проникнуться идеей программы и получить так называемую «платформу» для развития мысли. Момент этот очень ответственный, главное не оформить религиозную передачу в духе MTV.

На этом же этапе идёт выяснение количества желаемых оформительских элементов. Например, мне часто удаётся изменить точку зрения автора программы на количество требуемых айдишек и фонов, внеся какую либо коррекцию в способ подачи материала. Оговаривается надобность раскадровки (А как вы думали?... На неё тоже нужно время и оно должно оплачиваться как и основная работа). Полезным тут может оказаться т.н. "джентльменский набор" из определённого набора элементов (у меня это головная заставка, производная от её хвоста отбивка-огрызок, уникальная отбивка, плашка для подписи говорящих голов и фон под финальные титры). Такой набор устраивает большинство заказчиков и на его основе легко прогнозируется бюджет.

Чтобы встреча была более продуктивной, можно заранее предоставить заказчику образец техзадания, который он заполнит. Я пользуюсь вот этой формой.


Предварительные наброски компоновки элементов (пэкшот)

После выяснения задачи, лично я начинаю с рисования на бумаге. С рисования последнего элемента головной заставки, с непосредственно написания названия программы. Наброски делаются нарочито в разных стилях, от сладко-витееватых, то кричаще-острых. Целью такого подхода является не просто поиск наиболее подходящего по смыслу программы стиля оформления, а ещё и обнаружение неприятных моментов в композиции и исключение таких элементов из процесса работы в будущем.

Сделав наброски нескольких вариантов, обязательно, пусть и в самом упрощённом варианте, воспроизвожу их на компьютере с непременным выводом на ТВ-монитор. Бывает, что самый худший на бумаге вариант лучше остальных выглядит на мониторе. Он и берётся за основу. Рисую карандашом я не очень хорошо, поэтому для меня описанный выше метод является, пожалуй, единственным способом проверить привлекательность той или иной идеи. Итак, после принятия мною какой-либо из таких заготовок, уже начинает складываться некий образ заставки, её общий ритм, цвет, компоновка. Тут нелишне будет остановиться и связавшись с заказчиком, обрисовать ему свою зреющую идею. Можно также показать ему и принятую тобой заготовку. Только показывать я бы рекомендовал на видеомониторе, а не на бумаге и не на мониторе компьютера. Иначе, впоследствие часто слышишь нечто похожее на это: «Нууу.... на компьютере были такие яркие цвета, такая чёткость линий, а на телевизоре оно не такое яркое и чёткое. Да и жёлтый не жёлтый….».

Вообще, честно говоря, я стараюсь опустить процесс демонстрации заготовок, либо частично выполненной работы по двум причинам. Первая из них – ещё на стадии первоначального общения с новым клиентом я даю понять, что он имеет дело с профессионалом и должен полагаться на мой опыт и вкус. И в 80% случаев это срабатывает. 10% приходятся на особо заносчивых клиентов, на производство рекламных роликов, где контроль того или иного ракурса сьёмки или содержимого полок магазина является довольно важным делом и присутсвие заказчика при сборке является даже скорее необходимым факторомОставшиеся 10%, это, как ни странно плохая примета - предвестник того, что работа будет тянуться очень долго, ввиду возникновения всяких неожиданных трудностей в процессе производства или сдаче заказчику. К слову.... вышеописанные пункты лично для меня являются самыми сложными во всём процессе создания работы, всё остальное потом начинает строиться как бы само собой и с всевозрастающей скоростью.


Звуковое сопровождение

Музыкальное оформление в телевизионном дизайне - это особая песня.

Эта «продедура» у меня бывает либо на третьем, либо уже на предпоследнем месте в цепи производства работ. Если по замыслу видеоряд должен подчиняться музыкальному ритму, то тогда именно я должен ориентироваться на готовый звуковой трек и строить свою работу уже по нему. В противном случае, после моих экспериментов, композитор будет очень долго подбирать нужный ритм, либо, от невозможности попасть под готовый видеоряд, может сделать откровенную лажу.

Итак, иду на поклон к композитору. Тут обычно возникает вопрос: «Что раньше? Курица или яйцо?». Музыканту удобнее работать под готовое видео, а мне, естественно - под готовое аудио. После сложных дебат, напевания и насвистывания различного рода мелодий и объяснения на пальцах своих требований, вместе мы приходим к общему знаменателю и композитор набрасывает требуемый ритм. В особо тяжёлых случаях, сильно выручает «способ подобия»: я приношу с собой некий аудиотрек, найденный где-то на просторах Интернета и указываю, что именно из композиции я хочу взять за основу для своей работы. Таким образом, мы с композитором сильно облегчаем жизнь друг другу, ему остаётся только создать свой аналог.

Итак, я получаю ритмовый пилот, который будет использоваться для построения нужных движений в 3D или 2D. Впоследствие, по мере обрастания аудиотрека деталями, он будет подменяться свежими версиями, чтобы и видеоряд также смог приобрести дополнительные, подтверждённые музыкой элементы. Вот так и идёт построение работы – как бы волнами или слоями, начиная от довольно грубого, большого, задающего зрительный ритм видеоряда и заканчивая мелкими, звенящим деталями, введёнными позже, уже под звуковые дописанные эффекты.

Другой вариант озвучивания – уже в самом конце проекта, после завершения практически всех работ с видеорядом. Но в последнее время, я стараюсь отойти от этой практики, потому как готовый видеоряд сильно сковывает фантазию музыканта, запирает его в рамки. Да и работать под готовую музыку мне лично удобнее и быстрее.


стр. 1стр. 2


Яндекс цитирования