Понятие "прямоугольного квадрата" или "овального круга" меня тоже парило не подетски в своё время
Мурыжил конфы, искал ответ.
Ответ пришёл в почтовой рассылке "Теледизайна".
Есть такая фирма Perseption, которая в году этак ...ммм.. 93 сделала плату Perseption Animator Recorder - чуть ли не первую нелинейку для РС и сильно продвинула её в массы (а соответственно и её стандарты).
Мне же довелось на ней немного поработать в 94 году.
Её разрешением как раз являлось обычное 768х576 пикселей - т.е. соотношение сторон было честным 3:4 при квадратном пикселе. В то время и диски были медленными и маленькими, а алгоритмы компрессии были слабыми, поэтому инженеры бились за каждый высвобожденный пиксель и байт.
Но уменьшать же разрешение "в лоб" было нельзя - явная потеря качества.
Вот примерно тогда и был придуман "неквадратный пиксель". Уменьшив горизонтальное разрешение с 768 до 720 точек и немного растянув пиксель до соотношения сторон 1:1,07, на каждом кадре было высвобождено примерно по 83 килобайта
(или примерно 2 мегабайта за секунду при некомпрессированном видео) - очень солидные цифры. От плат-же видеовывода требовалось учитывать этот алгоритм: при капчуре сжимать пиксели, а при выводе разжимать, дабы получать корректное отображение, а не вытянутые морды. Система эта была принята на вооружение производителями железа, получила название PAL D1 и понеслось... Было даже много плат, которые поддерживали ОБА формата изображения, чтобы не потерять поклонников того или иного метода работы.
Сейчас сложно однозначно ответить, хорошо это или плохо. С одной стороны качество картинки действительно никак не пострадало и получается что выгода налицо. НО! всё это породило много геморроя с подготовкой и выводом на экран ТВ компьютерной графики. Если одна и таже картинка должна быть показана на экране телека и на экране компа, значит её нужно делать и хранить в 2-х экземплярах. Иначе, ТВ-шная картинка с неквадратным пикселем на компе будет выглядеть сжатой по горизонтали, а компьютерная на экране телека - наоборот растянется, либо покоцается
(зависит от платы видеовывода и софта совершающего вывод).
Вот и получается чёрти что. Например такая банальная задача как нарисовать обычный круг в Photoshop и вывести его действительно кругом на телек - не проста. Рисовать сразу в холсте разрешением 720х576 с неквадратным пикселем невозможно, приходится рисовать в 768х576 с квадратным, потом сжимать по горизонтали и лишь затем скармливать это видеоредактору. А если вдруг понадобится нарисовать внутри этой уже сжатой картинки ещё один круг?....
Вот и приходится хранить бесчисленные "ровные" оригиналы и "уже сжатые копии". Особенно, если работаетшь в Премьере
Жалкие потуги Адоба внести удобство в работе с такими картинками в Афтере и Шопе имеют мягко говоря говняную реализацию
(речь про Pixel Aspect Ratio Correction).Слава богу, что некоторые видеопакеты умеют при импорте распознавать 768х576 точек и уже внутри себя их сжимать до 720х576, дабы вывести корректно и попасть т.о. в стандарт.